Тесное единение с прогрессивной русской культурой

Тесное единение с прогрессивной русской культурой, с передовой об­щественностью России было важным фактором и залогом дальнейшего раз­вития украинской демократической культуры. Особенно могучим стиму­лятором в этом направлении явилась революция 1905—1907 гг., которую А. М. Горький справедливо назвал «актом огромного культурного значе­ния» *. Подняв народные массы на борьбу против царского самодержа­вия, она пробудила в них стремление к активному участию в политической жизни, вызвала невиданную до тех пор тягу к образованию, науке, куль­туре. Именно революция 1905—. 1907 гг. заставила царизм пойти на некоторые уступки в отношении раз­вития культуры в целом по стране, в частности на Украине. Были суще­ственно ослаблены цензурные при­теснения, сняты некоторые ограниче­ния для книгопечатания и прессы на украинском языке, деятельности ряда научных и культурно-просветитель­ных обществ и т. п.

Оживление реакционных течений в культуре. Реакция, наступившая в стране после поражения первой рос­сийской революции, вызвала особен­но резкое размежевание между бур­жуазно-помещичьей и демократиче­ской культурами, создала благопри­ятные условия для оживления упа­дочнической буржуазной культуры в таких ее проявлениях, как «вехов — щина», декаданс, символизм, натура­лизм, формализм и пр. В это время и на Украине подняли головы пропо­ведники «чистого искусства», «суме — черной музы», воспевавшие преда­тельство и культ звериной силы, опле­вывавшие революцию и ее героев, призывавшие к бегству от реальной жизни в мир иллюзий и призраков, уверявшие в естественной правомер­ности межнациональной розни и враж­ды (В. Винниченко, Н. Филянский, О. Луцкий, В. Пачовский и др.). Раз­нообразные по своихм названиям дека­дентские течения и группировки проявляли поразительное единодушие в борьбе против демократической культуры и ее лучших достижений.

Комментарии запрещены.