Художественная жизнь

Обществен­ный подъем начала XX в. нашел свое отражение в художественной жизни. Особенно большое влияние на развитие украинского искусства оказала революция 1905—1907 гг. Она способствовала расширению те­матики художественных произведе­ний, углублению их идейного, соци­ального и гражданского содержания. Передовые художники откликнулись на революционные события произве­дениями, в которых отразили борьбу пролетариата, создали образы рево — люционеров-борцов. В частности, до свое! жшки» и других осуждается война как величайшее народное горе.

Хотя литературная жизнь О. Ко — былянской была сложной, а подчас и противоречивой, отразившей и оп­ределенную ее идейную ограничен­ность, и напряженные творческие поиски, и временное увлечение модер­нистскими веяниями, она в преобла­дающем большинстве своих произве­дений стояла на позициях реализма.

В борьбе с реакционной, упадочни­ческой либерально-буржуазной и буржуазно-националистической лите­ратурой демократические писатели, творившие в начале XX в., отстояли и далее развили лучшие традиции реалистической литературы XIX в., обогатив ее в начале XX в. новыми достижениями. Близость многих из них к революционному рабочему дви­жению, влияние на них пролетарской идеологии способствовали углубле­нию реализма и социальной направ­ленности их творчества, насыщению его новыми, передовыми идеями, по­могали им найти верные оценки раз­личных общественных явлений, пре­вращали их произведения в действен­ное средство революционизирующего влияния на массы.

За выдающиеся достижения в твор­ческой и педагогической деятельно­сти Петербургская академия худо­жеств присвоила в 1904 г. Н. К. Пи­моненко звание академика живописи. Произведения художника получили широкую известность и за предела­ми России. С 1907 г. он принимал участие в международных художест­венных выставках в Мюнхене, Бер­лине, Риме, Париже, Лондоне, был избран членом Общества мюнхенских художников, Парижского интерна­ционального союза искусств и лите­ратуры и пр.

В написанных в начале XX в. пей­зажах («Днепр», «Могила Шевчен­ко», «Закат солнца в лесу», «Крым­ские скалы» и др.) и жанровых по­лотнах («Процессия на Гуцулыцине», «Гагилки», «Гуцулка с ребенком», «Трембитары») художнику удалось создать обобщенные, монументальные и вместе с тем лирические образы ук­раинской природы, воспроизвести яр­кие сцены из жизни и быта гуцуль­ского села. Кроме того, художник ис­полнил ряд портретов (И. Франко, Леси Украинки, В. Стефаника, И. Не — чуя-Левицкого, Н. Лысенко), в кото­рых мастерски раскрыл богатый ду­ховный мир этих выдающихся пред­ставителей украинской культуры. Художественным шедевром И. И. Труша является портрет Леси Укра­инки, написанный с натуры в 1900 г. во время пребывания художника в Киеве.

Комментарии запрещены.