Передовые ученые-естествоведы

Итак, в начале XX в. передовые ученые-естествоведы на Украине, не­смотря на преграды, чинимые про­грессу научной мысли правительст­вом и представителями «казенной» науки, сделали немало ценных откры­тий, обогативших отечественную и мировую науку.

Научные и научно-технические об­щества. Заметный вклад в развитие и демократизацию науки, в дело по­пуляризации научных знаний вноси­ли научные общества. Многие из них функционировали при университе­тах. Так, при Киевском университете насчитывалось 10 научных обществ, в том числе общество исследователей природы, физико-математическое, хи­рургическое, физико-химическое. При Харьковском университете работало восемь обществ (историко-филологи­ческое, физико-математическое, юри­дическое, хирургическое и др.), при Новороссийском — четыре (историко — филологическое, природоведческое, медицинское и библиографическое).

Большое значение для развития технических знаний на Украине име­ла деятельность филиалов Русского технического общества в Киеве, Одес­се, Харькове и других городах. Наи­более активным среди них было Ки­евское отделение. В его состав в 1915 г. входило семь отделов: архи­тектурный, механико-строительный, сахарный, фотографический, электро­технический, теплотехнический, му­комольный.

Заметную роль в развитии авиаци­онного дела, обстоятельную теорети­ческую базу которого заложили свои­ми трудами выдающиеся ученые Н. Е. Жуковский и К. Э. Циолков­ский, сыграли воздухоплавательные общества, кружки и аэроклубы. В 1908 г. в Одессе был основан аэро­клуб, через 2 года насчитывавший уже 140 членов, в числе которых были и пионеры российского воздухоплава­ния С И. Уточкин и М, Н. Ефимов, совершивший 8 марта 1910 г. над Одессой первый в России полет на самолете.

В 1908 г. воздухоплавательный кру­жок организовался при Киевском по­литехническом институте, а через год возникло Киевское общество воздухо­плавания. Вскоре они объединились в одно общество, руководителем кото­рого стал профессор политехническо­го института И. Б. Делоне.

В Киевском обществе воздухоплава­ния успешно работали такие извест­ные конструкторы и летчики, как Д. П. Григорович, И. И. Сикорский, П. Н. Нестеров, Ф. Ф. Андерс, А. С. Куда — шев. Сикорский сконструировал пер­вые в мире сверхмощные многомотор­ные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Заслуга создания первых гидросамолетов типа «летаю­щая лодка» принадлежит бывшему студенту политехнического института и члену общества воздухоплавателей Д. П. Григоровичу. Сконструирован­ные им гидросамолеты использовались в боевых действиях во время первой мировой войны. Кадровый рабочий завода «Арсенал» Ф. Ф. Андерс скон­струировал и построил в 1909— 1912 гг. первый гражданский дири­жабль «Киев». Всего в Киеве в 1909— 1912 гг. было создано около 40 опыт­ных самолетов разных типов.

Комментарии запрещены.