Вторая Всероссийская олимпиада

Вторая Всероссийская олимпиада открылась в Риге 6 июля 1914 г. (за­вершена не была в связи с началом империалистической войны). В ней принимало участие 900 спортсменов из 20 городов, т. е. за год количество ее участников увеличилось в 1,5 раза. Здесь также отличились спортсмены Киева, установившие, в частности, рекорды по тяжелой атлетике: один мировой — для среднего и два рос­сийских — для среднего и полутяже­лого веса. Команда киевского обще­ства «Спорт» заняла второе и третье места в эстафетном беге на 400 м и в кроссе по городу на 8 тыс. м.

Но, несмотря на определенные спортивные успехи, достижения и ре­корды, спорт и физическая культура на Украине, как и во всей России, оставались привилегией господствую­щих классов. Народным массам от­крыть дорогу к широкому использо­ванию физической культуры и спорта могла только грядущая социалистиче­ская революция. На это прямо ука­зывал В. И. Ленин в своем труде «Карл Маркс», написанном в июле — ноябре 1914 г. В качестве примера «безбоязненного предвидения буду­щего» здесь приведены пророческие слова К. Маркса из первого тома «Ка­питала» о том, что наступит время, когда «…для всех детей свыше изве­стного возраста производительный труд будет соединяться с преподава­нием и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения об­щественного производства, но и как единственное средство для производ­ства всесторонне развитых людей».

Развитие культуры на Украине в период империализма происходило в сложной и противоречивой обста­новке. Украинская культура, как и всякая культура антагонистическо­го общества, имела классовый харак­тер. В ней происходила ожесточенная борьба между господствующей бур­жуазно-помещичьей идеологией, за­щищавшей интересы эксплуататор­ских классов, и демократической, про­летарской идеологией, отражавшей жизнь и стремления народных масс.

Культура эксплуататорских клас­сов, как и их идеология, в период кри­зиса капиталистического общества шла по пути упадка и деградации. Усиление революционной активности народных масс, и прежде всего проле­тариата, настоятельно доказывало не­обходимость и неизбежность револю­ционных преобразований во всех сфе­рах общественной жизни, стимулиро­вало дальнейшее развитие демократи­ческих и социалистических элементов в культуре украинского народа. Ре­шающую роль в их укреплении и ро­сте сыграло учение В. И. Ленина — наивысшее достижение духовной культуры человечества.

В условиях империализма особенно выразительно проявилась реакцион­ная суть царизма, всячески тормозив­шего общественный и культурный прогресс народов России, в том числе и украинского народа. Вопреки поли­тике царского самодержавия, направ­ленной на разжигание вражды между народами, культурные связи между ними ширились и крепли. Взаимодей­ствие демократических и социалисти­ческих элементов национальных куль­тур, творческое единение между про­грессивными демократическими дея­телями русского и украинского наро­дов способствовали развитию демо­кратической культуры на Украине.

Сквозь дебри реакционной, упадоч­нической культуры, сквозь преграды самодержавной политики проклады­вали себе путь демократические и со­циалистические элементы культуры, озаряемые лучами пролетарской, марксистско-ленинской идеологии, по­могая пролетариату России исполнить его великую историческую миссию — уничтожить самодержавие, совершить социалистическую революцию, со­здать новую, пролетарскую культуру.

Комментарии запрещены.