Учениче­ские организации

В первые годы реакции учениче­ские организации РСДРП сохрани­лись также в Житомире, Киеве, Екатеринославе, Луцке, Николаеве, Херсоне и ряде других городов Ук­раины. Однако из-за многочисленных арестов деятельность большинства из них прекратилась. В феврале 1908 г. в Николаеве должен был состояться южнороссийский съезд ученических социал-демократических организа­ций, который готовился созданным в Херсоне специальным оргбюро. Пла­нировалось прибытие на съезд делега­тов из 35 городов. Но съезд не со­стоялся, так как многие его будущие участники были арестованы.

Осенью 1908 г. началась всерос­сийская студенческая стачка проте­ста против наступления царизма на автономию высшей школы. Ее ини­циаторами выступили студенты Пе­тербургского университета, к кото­рым присоединились студенты дру­гих городов. Борьбу за автономию высшей школы поддерживали про­грессивно настроенные профессора и преподаватели. Получив первые из­вестия о стачке, В. И. Ленин в статье «Студенческое движение и современ­ное политическое положение», опуб­ликованной 3 октября 1908 г. в газе­те «Пролетарий», призвал партийные организации направить все свои уси­лия на поддержку, использование и расширение академического движе­ния студентов: «Не так скоро и не так легко созревают все условия для взрыва этой борьбы, как хотелось бы тому или иному из нас,— но эти ус­ловия зреют и назревают неизменно. И маленькое начало маленьких ака­демических конфликтов есть большое начало, ибо за ним — не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра — последуют большие продолжения» К

Большевики Украины приняли ак­тивное участие в подготовке общесту­денческой стачки. Узловое бюро РСДРП Юго-Западной железной до­роги переиздало отдельной листовкой обращение коалиционного совета Пе­тербургского университета, призывав­шее студентов России к всеобщей стачке, а также напечатало анало­гичное воззвание от имени коалици­онного совета Киевского политехни­ческого института. К начавшейся стачке присоединились студенты уни­верситета, ветеринарного и техноло­гического институтов в Харькове, за­бастовали студенты университета в Одессе и Высшего горного училища в Екатеринославе.

Конечно, общероссийская студен­ческая стачка не могла изменить об­щего политического положения в стране. К тому же она состоялась в момент спада массовой борьбы, пре­жде всего борьбы рабочего класса, в обстановке, когда широкие народные массы, по определению В. И. Ленина, продолжали «..переваривать опыт трех лет революции все еще молча, сосредоточенно, медленно»2. Но стачка имела большое значение. В ходе ее демократическое студен­чество обогатилось опытом револю­ционной борьбы, укрепились его свя­зи с рабочим классом, партией боль­шевиков.

Экономическое положение. В период столыпинской реакции промышлен­ность Украины, как и всей России, вошла в состояние депрессии — не­избежной фазы капиталистического цикла, следующей за кризисом. Ее затягиванию и обострению способст­вовали последствия русско-японской войны, поставившей на грань краха финансы страны, революционные со­бытия 1905—1907 гг., и прежде всего стачечное движение, повлекшее за собой сокращение промышленного производства, широко применявшие­ся капиталистами в ходе революции и после нее локауты, а также много­численные карательные экспедиции, направляемые для подавления рево­люционных выступлений трудящих­ся. Не могло не отразиться отрица­тельно на российской экономике и то обстоятельство, что напуганные рево­люцией иностранные банки лишили страну своих кредитов.

Комментарии запрещены.