Западноукраинские композиторы

Западноукраинские композиторы Д. В. Сичинский и О. О. Нижанков — ский выступили как организаторы и дирижеры хоровых коллективов общества «Бонн», собиратели и гар — монизаторы украинских народных песен. Д. Сичинский написал не­сколько хоров, кантат и романсов на слова Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки. Среди них примечатель­на кантата «.Шчу в неволЬ на слова Т. Шевченко, в которой звучит про­тест против порабощения. Опера Си — чинского «Роксоляна» на историче­ский сюжет осталась незавершенной

Конец XIX — начало XX в.— это пе­риод, когда на Украине начинает развиваться спорт, что было связано с общекультурным подъемом в стра­не и повышением интереса к физи­ческому воспитанию во всей России. Появляются спортивные кружки и организации, начинают проводиться внутригородские, межгородские и об­щероссийские соревнования, чемпио­наты, российские спортсмены выхо­дят на мировую арену.

Вырастая на почве народного искусства и лучших традиций укра­инской и русской музыкальной клас­сики, будучи тесно связано с жизнью и борьбой народа, творчество выдаю­щихся представителей украинской музыки начала XX в. стало весомым вкладом в украинскую и общерос­сийскую демократическую культуру.

ство не предпринимало сколько-нибудь существенных шагов в деле раз­вития физического воспитания и спорта. Эта сфера деятельности была преимущественно любительской.

Физическая культура. Усилия пере­довой педагогической общественности в этот период были направлены на выработку системы физического вос­питания. С конца XIX в. в мужских гимназиях рекомендуются в качестве средств физического воспитания гим­настика и подвижпые игры. Но по­скольку профессиональных специа­листов в стране не существовало, к преподаванию этих предметов на­чали привлекать офицеров и унтер — офицеров. В результате физическое воспитание приобрело военизирован­ный характер и превратилось в свое­го рода военную муштру. Кроме того, правительство не выделяло средств на устройство спортивных залов иплощадок, на оснащение их соответ­ствующим инвентарем.

Правда, некоторые предприимчи­вые деятели попытались организовать в сельских начальных школах полу — военизированные «потешные» отря­ды. Одним из первых такой воени­зированный батальон учащихся под­готовил за 1908 г. инспектор народ­ных училищ Бахмутского уезда Луц — кевич. В качестве поощрения за слу­жебное рвение его с ротой подопеч­ных вызвали на смотр, состоявшийся 22 мая 1910 г. в Царском Селе. При­меру Луцкевича последовали другие. Но, поскольку в отрядах «потешных» преобладала военная муштра, заучи­вание строевых упражнений и ру­жейных приемов, начинание это вы­звало недовольство как прогрессив­ной общественности, так и родите­лей, и к началу 1914 г. полностью заглохло.

Намерение улучшить физическое воспитание подрастающего поколе­ния путем организации из воспитан­ников городских училищ отрядов скаутов тоже не оправдалось. Прави­тельство, наследуя опыт английской буржуазии, положившей начало ор­ганизации скаутских отрядов, пыта­лось использовать эти организации, помимо их основной цели, для идео­логической обработки молодежи и воспитания преданных прислужни­ков самодержавия. Как и «потеш­ные», скаутские отряды не завоевали популярности и широкого распрост­ранения не получили.

Комментарии запрещены.